✔ Сказал Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим:
“Я спросил своего отца и Абу Зур’а (да будет доволен ими Аллах) об убеждениях ахли-Сунна в основах религии и о том, на чем они застали ученых во всех странах – Хиджазе, Ираке, Мисре, Шаме, и Йемене и были их убеждения следующими:
- То, что иман – слово и дело, увеличивается и уменьшается.
- И то, что Коран – Слово Аллаха, не сотворен ни с одной стороны.
- И то, что предопределение с его добром и злом – от Аллаха, Свят Он и Велик.
- И то, что лучшие из числа этой Уммы после её Пророка – Абу Бакр ас-Сыддык, затем Умар Ибн аль-Хаттаб, затем Усман Ибн Аффан, затем Али, да будет доволен ими Аллах – и они праведные халифы, наставленные на прямой путь.
- И то, что десять, кого назвал Посланник Аллаха, и засвидетельствовал за них Раем – там, где он засвидетельствовал, и его слова – истина.
- И то, что нужно просить милости за всех сподвижников Мухаммада, и удерживаться от обсуждения того, что произошло между ними.
- И то, что Аллах над Троном, отдельно от своих творений, как Он описал сам себя в своей Книге и на языке своего Посланника, без вопроса “как?”. Охватил Он все своим Знанием, «И нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий»
- И Аллах, Возвышен Он и Велик, будет виден в Последней Жизни, увидят Его люди Рая своими взглядами, и услышат Его Слова, таким образом, как Он того пожелает.
- И Рай – истина, и Ад- истина, и они – сотворенные, и никогда не исчезнут. И Рай – награда приближенным Аллаха, и Ад – наказание для людей ослушания Аллаха, кроме как тех, кого он помилует.
- И Мост над Адом – истина, и Весы, у которых две чащи, на которых будут взвешиваться деяния рабов, хорошие и плохие – истина.
- И Водоем, которым будет почтен наш Пророк – истина.
- И Заступничество – истина, и то, что группа единобожников выйдет из Огня по причине Заступничества - истина.
- И мучение могилы – истина, и допрос Мункара и Накира - истина.
- И благородные писцы – истина.
- И воскрешение после смерти – истина.
- И то, что люди совершившие большие грехи, находятся под желанием Аллаха, Свят Он и Велик, и мы не делаем такфир людей Киблы за их грехи, и оставляем их тайное Аллаху, Свят Он и Велик.
- И выполняем обязательство джихада и хаджа вместе с правителями мусульман, в любое время и эпоху.
- И не считаем дозволенным выход против правителей мусульман и сражение во время фитны.
- И мы подчиняемся тем, кого поставил Аллах над нами правителями, и не выходим из подчинения им.
- И мы следуем Сунне и аль-Джамаа, и удаляемся от отклоняемых мнений, и разногласия, и разделения.
- И то, что джихад идет с тех пор, как послал Аллах своего Пророка, и до наступления Судного Часа, вместе с правителем мусульман, и не отменяет его ничего, и также и хадж.
- И выплата закята со скота сборщикам, которых уполномочили правители мусульман.
- И то, что люди (выявляющие Ислам) – верующие в их ахкамах, и наследстве, и в то же время не известно кто они перед Аллахом, Свят Он и Велик. И кто сказал, что он истинный верующий, тот нововведенец, и кто сказал, что он верующий перед Аллахом – относится к числу лжецов. А кто сказал: «Я верующий в Аллаха» - тот поступил верно.
- И что мурджииты – заблудшие нововведенцы.
- И что кадариты – заблудшие нововведенцы, а тот из них, кто отрицает, что Аллах знает обо всем до того, как оно произойдёт – тот кафир.
- И что джахмиты – кафиры.
- И что рафидиты отвергли Ислам.
- И что хариджиты – вылетевшие.
- И что тот, кто утверждает, что Коран сотворен – тот кафир во Всевышнего Аллаха, куфром, выводящим из религии. И что сомневающийся в куфре говорящего о сотворенности Корана, если этот сомневающийся из числа понимающих – то он кафир.
- И кто усомнился в Словах Аллаха, и остановился, сомневаясь в них, и говорит: «Я не знаю, сотворены они или не сотворены» - тот джахмит.
- И кто остановился касательно Корана по причине невежества – того называют бидаатчиком, и обучают, однако он не становистя кафиром.
- И кто сказал: «Моё произношение Корана сотворено», или «Коран в моём произношении сотворен» - тот джахмит.
И я слышал, как мой отец (да будет доволен им Аллах) говорил: «Признаком нововведенцев является порочение ахлюль-асар.
Признак зиндыков – то, что они называют ахлюль асар хашавитами, и они хотят этим аннулировать асары (сообщения от Пророка и сподвижников).
И признак джахмитов – то, что они называют ахлю-Сунна «мушаббиха» (уподобленцы).
И признак кадаритов – то,что они называют ахлю-Сунна «джабритами».
И признак мурджиитов – то, что они называют ахлю-Сунна «противоречащими» и «уменьшенцами».
И признак рафидитов – что они называют ахлю-Сунна «насыбитами».
И не зовутся ахлю-Сунна, кроме как одним именем, и невозможно, чтобы в них собрались все эти прозвища!»
И я слышал, как мой отец, и Абу Зур’а, приказывают бойкотировать приверженцев нововведений, и крайне ужесточают в этом вопросе, и порицают составление книг, опирающихся на собственное мнение, без опоры на асары, и запрещают сидеть с ахлюль калям, и заглядывать в книги мутакаллимов, и говорят: Тот, кто занимается калямом – никогда не преуспеет!».
И хвала Аллаху, Господу Миров, и мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам»
И скажу я - и я исповедую тоже самое вероубеждение!»
📚 Источник: Передал этот матн имам аль-Лялякаи в «Шарх усуль аль-и’тикод», 1/287, имам Абу А’ля аль-Хамзани, в «Аль-Футья фи аль-И’тикод», 90, имам Ибн Кудама в «Исбат сыфати аль-Улюв», 120, имам Наср аль-Макдиси в «Мухтасар аль-худжжа», 2/618, шейх уль Ислам Ибн Теймия в «Баян тальбис аль-Джахмия», 2/40-41, имам Ибн аль-Каййим в «Иджтима аль-джуюш аль-Исламия», 233, Аз-Захаби в «Аль-Улюв», 466, и этот матн известный, достоверный, и распространенный у учёных ахли-Сунна.